Решаем вместе
Есть вопросы в сфере образования? Напишите свои предложения.
Уважаемые родители, соблюдайте правила пожарной безопасности!

Как воспитывать девочек и мальчиков

 Без рубрики  Комментарии к записи Как воспитывать девочек и мальчиков отключены
Дек 132017
 

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста

Все детки – абсолютно разные. И в то же время существуют особенности физиологического и психического развития, характерные для того или иного возраста. О чем мы? Например, малыши, которым исполнился годик, начинают ходить и пытаются овладеть первыми словами, пятилетки – милые почемучки, дети в десять лет смотрят на мир и окружающих уже другим, почти взрослым, взглядом. Естественно, каждому возрасту присущи свои достоинства и недостатки, ограничения, потери. Но давайте посмотрим на основные возрастные особенности детей, отличающие ту или иную группу.

Основными детскими возрастными периодами принято считать:

  • младенческий возраст (0-1 год)
  • ранний возраст (1-2 года)
  • дошкольный возраст (3-5 лет)
  • младший школьный возраст (6-11 лет)

Для младенческого возраста характерно эмоциональное общение, которое на данном этапе является ведущей деятельностью. Все, что делает новорожденный малыш, происходит неосознанно, на инстинктивном уровне: сосет грудь или бутылочку, плачет, когда ему голодно или холодно, производит движения руками или ногами. Пройдет совсем немного, буквально несколько месяцев, и он осознанно улыбнется, скажет свое первое «агу» в ответ на мамину улыбку, целенаправленно потянется за игрушкой. Важным моментом его психического развития является активное функционирование зрительного и слухового анализаторов. Достигнув шести- или восьмимесячного возраста, малыш начнет ползать и активнее исследовать окружающий мир. Теперь он уже способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В его словаре появляются первые слова. К концу первого года малыш демонстрирует желание общаться с другими людьми. При чем сейчас он показывает, кто ему нравится, а кого он предпочитает избегать.

Двухлетний малыш уже способен на самостоятельные действия: он кушает ложкой, может надеть штанишки. Ему нескучно со своими игрушками, поскольку у него уже проявляется склонность к фантазированию. Большое удовольствие доставляют ему простые групповые игры. Детки двух-трех лет очень подвижны: они бегают, прыгают, ходят на носках, могут сохранять равновесие на одной ноге. Купите малышу пальчиковые краски! Увидите, это занятие ему придется по душе.

Двухлетний малыш уже во всю «пишет» письма: оставляет на бумаге черточки, кружочки, закорючки. К трем годам «каллиграфия» совершенствуется, а рисунки становятся все более узнаваемыми. Вот солнышко, вот домик, а это – цветочек. Хвалите малыша! Пусть он видит, что смог порадовать вас. В дальнейшем это сыграет немаловажную роль и не даст малышу закрыться в себе и спрятать свои таланты.

В возрасте двух-трех лет дети проявляют интерес к книге и печатному слову. Они с удовольствием слушают стихи, сказки, потешки. Многие из них пересказывают услышанное, иногда сочиняют сами. Правда, бывает, что некоторые малыши только сейчас начинают разговаривать и пополнять свой словарный запас. Чтобы исключить, нет ли у ребенка каких-либо нарушений развития, обратитесь к логопеду и психологу. Они подскажут, есть ли повод для беспокойства.

После трех лет дети начинают «ясамкать». То и дело слышно: «Я сам»! И это – вполне закономерно. Сейчас малыш осознал, что он – личность, что ему что-то может нравиться, а что-то – нет. Именно сейчас родителям важно объяснить малышу, что в жизни бывают ситуации, когда «не хочется», но «надо», что у каждого есть свои обязанности. Поверьте, в таком возрасте малыш уже способен понять это.

 

 

В три года дети все так же активны и любознательны, овладевают целой системой разнообразных навыков и умений.

В четыре года малыш становится маминым помощником. Он очень старается, выполняя доверенное ему занятие, и очень радуется, когда его хвалят. Его крупная и мелкая моторика совершенствуется. Он с легкостью бросает мяч через голову, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу, прыгает на одной ноге, сохраняет равновесие при качании на качелях, обводит по контурам, копирует простые изображения. В этом возрасте малыши хорошо решают логические задачи. Поставьте перед ребенком три разноцветных кубика (например, красный, желтый и синий). Скажите ему: «Дай мне не красный и не синий кубик» или «дай мне кубик цвета солнышка». Задачу можно усложнить. Например, «дай мне кубик такого цвета, какого у нас шторы» (предположим, красного). Как правило, малыши с легкостью решают подобное. Четырехлетка без труда осваивает степени сравнений (самый близкий, самый большой), понимает время (использует прошедшее и настоящее время). Как минимум, считает до десяти. Некоторые дети уже умеют решать элементарные примеры типа «1+1», «2+1» и т.д. Как правило, ребенок четырех лет умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах, правильно называет времена года, различает правую и левую руку.

В пять-шесть лет дети осознают, что скоро они идут в школу. Они особенно горды, что уже такие «взрослые», и это мотивирует их вести себя соответствующим образом. Они проявляют самостоятельность и инициативу. Они спорят со взрослыми, а иногда откровенно создают конфликтные ситуации, если желаемое не совпадает с действительностью.

Умения и навыки малыша усложняются: теперь он уже умеет кататься на двухколесном велосипеде или коньках, аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа, собирает сложные пазлы, дополняет недостающие детали к картинке. Также совершенствуется речевое развитие ребенка: он использует синонимы, антонимы, слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К шести годам малыш знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.

Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, в которой формируется поведение, опосредованное образом другого человека.

У детей 6-7 лет свои возрастные особенности. Став первоклассником, такой ребенок перешел на существенно новую ступень развития. В процессе учебной деятельности ребенок не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

Такой малыш способен запомнить ряд цифр на слух (например, 2 4 8 3 5 1 9). Нормой является, если ребенок повторит или все, или ошибется 1-2 цифрами. Также может запомнить 10 несложных слов. Например: стул, слон, мяч, пол, мыло, соль, шум, рука, весна, сын. После первого прослушивания ребенок должен вспомнить не менее 5 слов, после 3-4 прочтений взрослым – 9-10. Многие дети этого возраста самостоятельно читают текст и передают его содержание. В этом возрасте ребенок имеет представления о природе и ее явлениях. Пополняет запас географических знаний (о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах). Знает профессии людей, виды спорта.

С каждым последующим годом навыки и умения ребенка совершенствуются, знания – пополняются, опыт общения с окружающими обогащается. С 11-12 лет наступает принципиально новый возрастной этап – подростковый, который характеризируется своими особенностями, ведь ребенок уже становится взрослым по-настоящему. Как правило, подростковый период считается «кризисным». В первую очередь, это связано с происходящими в организме ребенка биологическими изменениями и половым созреванием.

Исходя из написанного выше, не забывайте, что у каждого возраста ярко проявляются свои особенности, открываются индивидуальные возможности и поэтому к воспитанию детей определенного возраста необходим особенный педагогический подход. Более того, имейте в виду, что воспитание детей не должно носить формального характера. Родители должны строить глубокие отношения, общаясь с малышами (с учетом возрастного потенциала), прислушиваться к их потребностям, принимать непосредственное участие в переживании, которыми озабочены дети.

Помните, сколько б не исполнилось вашему ребенку, он полноценный член семьи, а вовсе не ваша собственность. Уважайте ребенка, поощряйте, и тогда из него вырастет творческий, успешный, уверенный в себе, целенаправленный человек.

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

Хорошо играть в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова).

Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме — образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.

Развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные – различные логические таблицы. Все задания, построенные на видовой, тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка. Например, игра «Четвертый лишний» — на картинках изображены различные предметы, например автобус, грузовик, троллейбус и трамвай. Из четырех предметов один – лишний. Ребенок должен подумать и выбрать этот лишний предмет и сказать, почему он лишний. Ребенок еще должен одним словом назвать оставшиеся три предмета (в нашем случае, пассажирский транспорт). И таких картинок, объединенных в группу по общему признаку, может быть великое множество. Ребенок должен иметь широкий кругозор, уметь анализировать ситуацию и объяснить, аргументировать свой выбор.

«Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже – то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.

«Кто наблюдательнее». Ребенку дается таблица-упражнение на память, где могут быть нарисованы предметы и их схематичное изображение – символы. Дается некоторое время на запоминание, затем ребенок должен вспомнить последовательность и  воспроизвести табличку так, как должно быть.

Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей или психолога выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». В таких играх на логику прослеживается и личностный аспект  дошкольника

Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.

 

Муниципальная опорная площадка

 Без рубрики  Комментарии к записи Муниципальная опорная площадка отключены
Дек 132017
 

Приказом по Управлению образования создана муниципальная опорная площадка 

«Патриотическое воспитание как основа формирования гражданственности,

любви к Отечеству, духовно-нравственных ценностей,

национально-культурных традиций в едином образовательном пространстве детского сада» 

Приказ о присвоении статуса дошкольное образовательное учреждение МОП

Положение о МОП

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4, г. Новочеркасск Ростовской области.

346428, Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Просвещения, 120

Тел./факс: (8635) 22-43-00

E mail: vika-kisena@mail.ru

Научное руководство: Галушина Оксана Викторовна, главный специалист Управления образования.

Общее руководство и члены рабочей группы МОП: заведующий МБДОУ детского сада № 4 Илларионова Е.В.; члены рабочей группы — старший воспитатель Куликова Ж.С., воспитатель Козлова Е.Н.

Период работы: 2023-2025 годы.

С проектом можно ознакомиться здесь:

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ  —  ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ

Цель: Создание условий для формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста, начал гражданственности через установление преемственных взаимосвязей между уровнями образования: дошкольное – школьное образование.

Задачи:

  • выявление, обмен и распространение передового педагогического опыта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов в области нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников и мотивация к инновационной деятельности;
  • разработка цикла методических рекомендаций по организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОУ с учетом современных тенденций.

В дошкольном образовательном учреждении работа по формированию у детей азов патриотизма, уважения к родине и ее ценностям происходит с раннего возраста и определяет целенаправленную систематическую деятельность по развитию духовно-нравственного начала, чувства любви к родине, осознания, а также уважения к ее символике.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» говорится о том, что одной из важнейшей задачи в области воспитания детей и подростков является формирование и развитие высоконравственной личности, которая понимает и принимает отечественные духовные ценности, владеет надлежащими познаниями и способностями. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по созданию условий для становления основ патриотического сознания детей, акцентируется внимание на необходимости активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

Таким образом, на современном этапе развития общества социально-нравственное, патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных организаций.

В результате реализации проекта будет разработана содержательная модель воспитания патриотических чувств и основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с социальными партнерами.

Будут разработаны механизмы организации открытого образовательного пространства ДОУ, предполагающего широкое социальное взаимодействие педагогического коллектива МБДОУ детского сада № 4 с семьями воспитанников, образовательными и культурными учреждениями.

 

 

День народного единства

 Без рубрики  Комментарии к записи День народного единства отключены
Дек 132017
 
Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

4 ноября вся страна будет отмечать праздник «День народного единства». Значение праздника скрывается в его названии. ДЕНЬ НАРОДНОГО (народ – это мы с вами, наши мамы, папы, дедушки, бабушки, тети, дяди, друзья и т. д.) ЕДИНСТВА (когда мы все дружим, живем в согласии, понимании, уважении). Что же нас всех объединяет? – Родина. Это праздник нашего народа и нашей Родины.

И в соответствии с планом работы Управления образования Администрации города Новочеркасска в детских садах прошли тематические мероприятия, посвященные празднику «День народного единства».

Детские сады №№ 4, 11 провели сетевое спортивное мероприятие «Вместе мы едины, в этом наша сила». Воспитателем старшей группы Погибельной Г.А. совместно с инструктором по физической культуре Коваленко О.В., а также педагогами д\с 11 был подготовлен сценарий спортивных состязаний.

Традиционным уже стало открывать подобные мероприятия Гимном России. И наши состязания не были исключением. Прозвучал гимн России и все приготовились к соревнованиям. Команды выстроились для приветствия, а зрители-болельщики приготовили свои ладошки.

На соревнованиях команды «Дубравушка»(11 дс) и «Рябинушка» (4 дс) состязались в ловкости, быстроте и смелости.  Педагогами были так подобраны конкурсы, чтобы ребята могли убедиться, то,  что не может сделать один-может команда. Во время соревнований ребята показали свои знания: Какого цвета флаг России? Как называется столица нашей Родины?

А пока команды отдыхали ребята — казачата радовали зрителей и гостей праздника своими музыкальными номерами. Это были и казачьи песни о Дон-Батюшке, и стихи о России-Родине и, конечно же, казачий перепляс с ложками-поварешками. Сюрпризом для всех присутствующих стала карусель «Дружбы».  Ведь недаром говорят, что наша Земля, наш Край — это Дон многонациональный.

И мы смогли в этом убедиться. На карусели «Дружбы» в своих национальных костюмах прокатились  украинцы, казаки и казачки, дагестанцы и даргинцы. Лица детей светились улыбками и задором, сколько было аплодисментов, когда ребята исполняли свои национальные танцы.

С каким интересом дети и взрослые слушали рассказы о костюмах и традициях их народов. Вот так с песнями, шутками и плясками подошел к концу спортивный праздник «Вместе мы едины-в этом наша сила». И хотя участники мероприятия  еще очень маленькие, но уже в свои пять-шесть лет они настоящие  патриоты своей страны. Они знают свои корни, свою Родину, свой Край. Любят и уважают своих родных и близких людей. А это самая важная и ценная награда для педагога, когда дети растут духовно  и нравственно воспитанными членами общества.

 

 

Внимание, грипп

 Без рубрики, Внимание, внимание!!!  Комментарии к записи Внимание, грипп отключены
Дек 132017
 

Профилактика гриппа

Известно, что существует 3 вида профилактики гриппа. Это профилактика с помощью вакцин (специфическая, вакцинопрофилактика), химиопрофилактика (противовирусные средства) и профилактика, подразумевающая под собой соблюдение правил личной и общественной гигиены (неспецифическая).

Вакцинопрофилактика — краеугольный камень в контроле над гриппом.

Вакцинация является самой надежной защитой при любых эпидемиях гриппа. Приобретенный в результате вакцинации иммунитет надежно защищает от заболевания. Многие серьезные инфекции, такие как полиомиелит, дифтерия, корь были практически полностью ликвидированы в результате массовой вакцинации. Проведение ежегодных вакцинаций против сезонного гриппа значительно снижают заболеваемость и смертность во всех возрастных группах. Эти же цели преследуются и сейчас, в период развития пандемии гриппа A/H1N1/2009.

Цель вакцинации — не полная ликвидация гриппа, как инфекции, а снижение заболеваемости и смертности от гриппа и, особенно, от его осложнений, от обострения и отягощения сердечно-сосудистых, легочных заболеваний и другой хронической патологии. Мы уже говорили о группах лиц, у которых осложнения от гриппа развиваются значительно чаще, чем у остальных людей.

ВОЗ рекомендует ежегодно прививать от гриппа группы риска: людей старше 65 лет, (при наличии хронической патологии — в любом возрасте), детей от 6 месяцев до 15 лет, медицинских работников и других людей с многочисленными производственными контактами. Центр по контролю за заболеваемостью в США (СDС) рекомендует расширить группы населения, подлежащие иммунизации против гриппа, путем включения в них людей старше 50 лет, женщин во 2-м и 3-м триместре беременности, детей, получающих аспиринотерапию и всех контактирующих с этими людьми.

В России к группам высокого риска развития неблагоприятных последствий заболевания гриппом относят: детей в возрасте 0–6 лет, взрослых в возрасте старше 60 лет, лиц с хроническими соматическими заболеваниями, независимо от возраста.

К группам высокого риска инфицирования также принадлежат школьники и учащиеся средних специализированных учебных заведений, медицинский персонал лечебных учреждений; работники транспорта, учебных заведений и сферы обслуживания. Сюда же следует отнести воинские подразделения, казармы, где создаются оптимальные условия для передачи возбудителя.

В отличие от сезонного, пандемический грипп H1N1/2009 имеет некоторые особенности — в первую очередь то, что заболевают преимущественно молодые люди, поэтому есть основания вакцинацию среди школьников, студентов, курсантов проводить в первую очередь.

Особую группу риска, на которой необходимо остановиться отдельно, составляют беременные женщины, особенно во втором и третьем триместрах беременности. Анализ современной ситуации показывает, что большая часть здоровых беременных женщин, с диагнозом грипп, нуждается в госпитализации, по причине тяжелого течения заболевания и тяжелых осложнений. В настоящее время около 5% подтвержденных летальных случаев заболевания, вызванных гриппом A/H1N1/pdm2009, зарегистрированы среди беременных женщин. При этом беременные женщины составляют только около 1 процента основного населения. Поэтому Всемирная Организация Здравоохранения и Министерства здравоохранения разных стран мира настоятельно рекомендуют всем беременным женщинам пройти вакцинацию, в том числе и против сезонного гриппа инактивированной (убитой) вакциной.

Показатели Эффективность (снижение на)
Случаи госпитализации среди пожилых  48%
Смертность среди пожилых  50–68%
Случаи заболевания гриппом среди привитых здоровых людей младше 65 лет  70–90%
Случаи заболевания гриппом среди привитых детей  60–90%
Острый отит среди детей  30–36%

Эффективность противогриппозной вакцинации

 

Безопасна ли вакцина против гриппа и какие побочные реакции возможно ожидать при проведении вакцинации?

Противогриппозные вакцины используются уже более 60 лет и доказали свою безопасность во всех возрастных группах. Хотя имеются сообщения о некоторых случаях серьезных побочных эффектов, но они встречаются крайне редко. Типичными побочными явлениями при вакцинации являются гриппоподобные симптомы (головная боль, ломота в теле, слабость), незначительный подъем температуры (до 37,5°С) и местные реакции в месте инъекции (покраснение кожи, припухлость), которые проходят в течение 1–2 дней. Также могут быть и аллергические реакции, но и они крайне редки. Что касается тяжелых побочных реакций на вакцинацию, то таковые составляют не более 1 случая на 1 миллион людей, прошедших вакцинацию.

Кроме того, следует помнить, что для предотвращения разного рода осложнений, перед проведением вакцинации необходимо информировать врача обо всех перенесенных заболеваниях и аллергических проявлениях в прошлом, что значительно снижает вероятность побочных эффектов вакцинации.

Не подлежащие вакцинации состояния (основные):

  • Аллергические реакции на компоненты вакцины — куриный белок
  • Аллергические заболевания, реакции на предшествующую прививку
  • Люди с обострением хронических заболеваний или с острыми инфекционными заболеваниями, сопровождающимися повышенной температурой

И последнее, что говорит в пользу вакцинации, это то, что потенциальная польза от вакцинации против гриппа (и особенно против пандемического гриппа) в части предотвращения серьезного заболевания, госпитализации и летальных исходов в значительной степени перевешивает риски побочных эффектов от вакцинации.

Основные выводы:

  • Противогриппозная вакцина безопасна
  • Вакцинация снижает риск заболевания, госпитализации и смертельных исходов среди пожилых людей и групп риска,
  • Вакцинация против гриппа снижает риск заболевания и развития осложнений среди здоровых молодых людей, детей и в организованных коллективах
  • Настоятельно рекомендуется вакцинация пожилых людей и групп риска

Неспецифическая профилактика. Соблюдение правил личной и общественной гигиены.

Извлекая уроки из пандемий прошлого века, очевидны важность и необходимость проведения профилактических мероприятий. В то время мероприятия по ограничению распространения инфекции проводили самыми простыми способами — изоляции и карантин, повышение личной гигиены, использование дезинфицирующих средств, попытки не создавать большого скопления людей. Так, во время «Испанки» 1918 года, в некоторых странах на целый год были закрыты публичные места, суды, школы, церкви, кино. Были закрыты магазины, и продавцы обслуживали покупателей прямо на улице. В одном из городов США были запрещены рукопожатия. В некоторых странах был введен военный режим….

Для того чтобы понимать, как уберечься от гриппа и защитить своих близких, еще раз напомним основные пути передачи вируса гриппа. Как и все вирусы гриппа, вирус A/H1N1pdm2009 передается от человека к человеку воздушно-капельным путем — при кашле и чихании, с каплями слюны. При кашле и чихании больного человека микроскопические капли, содержащие вирус, распространяются в воздухе, и затем осаждаются на поверхностях окружающих предметов, откуда с частицами пыли могут попадать в верхние дыхательные пути окружающих лиц.

Больной человек наиболее заразен для окружающих первые 3–4 дня болезни, хотя выделение вируса возможно на протяжении всего заболевания и даже в период выздоровления. Дети, особенно маленькие, потенциально «опасны» более длительный период (7–10 дней).

Во внешней среде вирусы живут не долго — от 2х до 8 часов. Известно, что вирус гриппа погибает под воздействием высоких температур (75–100°С), а также некоторых бактерицидных агентов, таких как спирт, перекись водорода, щелочь (мыло). Антисептики на основе йода также эффективны против вирусов гриппа при использовании в соответствующих концентрациях на протяжении достаточного количества времени.

Чтобы избежать распространения гриппа H1N1/pdm2009 (и не только его), необходимо выполнять профилактические мероприятия, и помнить, что каждый из нас в силах снизить риск заболевания и распространения гриппа, выполняя простые санитарно-гигиенические правила. Поэтому рассмотрим ситуации, с которыми может столкнуться каждый, и перечислим необходимые профилактические мероприятия для каждого из конкретных случаев.

Во-первых: Что надо предпринять, чтобы не заболеть самому и не заразить окружающих:

  • избегать контакта с больными людьми;
  • стараться не подходить к больному ближе, чем на 1 метр;
  • при контакте с больными людьми одевать маску;
  • мыть руки с мылом или антибактериальными средствами (спиртсодержащие растворы) для предотвращения распространения инфекции;
  • закрывать нос и рот во время кашля и чихания, используя одноразовые носовые платки;
  • избегать большого скопления людей (зрелищных мероприятий, собраний, встреч);
  • регулярно проветривать помещение;
  • не трогать грязными руками глаза, нос и рот;
  • вести здоровый образ жизни (полноценный сон, свежий воздух, активный отдых, сбалансированная пища, богатая витаминами), что поможет организму бороться с любыми инфекциями.

Во-вторых:

Если Вы заболели, максимально ограничьте контакты с другими людьми и вызовите врача как можно быстрее, чтобы получить рекомендации по лечению. Оставайтесь дома, по возможности, в течение 7 дней от начала заболевания и не пренебрегайте мерами личной повседневной гигиены.

Если Вы все-таки заболели, то:

  • Оставайтесь дома, чтобы не подвергать опасности других людей и избежать опасных осложнений
  • Соблюдайте постельный режим
  • По возможности изолируйте себя от других членов семьи
  • При первых симптомах заболевания вызовите врача
  • Пользуйтесь одноразовыми носовыми платками, и после использования немедленно их выбрасывайте
  • Пейте больше витаминизированных жидкостей, а также настои на клюкве, бруснике, обладающие жаропонижающими свойствами
  • Выполняйте все назначения врача и принимайте препараты, особенно антивирусные, строго по схеме. Необходимо пройти полный курс приема препаратов, даже если Вам кажется, что Вы уже здоровы
  • Внимательно следите за своим состоянием, чтобы при возможном ухудшении самочувствия своевременно обратиться к врачу и получить необходимое лечение.

И, наконец, в-третьих:

Что мы зачастую наблюдаем — стоит заболеть одному члену семьи, и один за другим остальные тоже оказываются «в постели». Изоляция больного в отдельной комнате, использование марлевых повязок для членов семьи заболевшего, частое проветривание и влажная уборка помещения, где находится больной, все это неотъемлемая часть профилактических мероприятий. В очаге гриппа дезинфицирующие мероприятия должны заключаться в обеззараживании как воздушной среды помещения — основного фактора передачи возбудителей болезни, так и предметов быта, обстановки, пола, на котором оседают капли аэрозоля, содержащие вирус, который выделяет больной. Простейшим способом снизить концентрацию инфекционного аэрозоля (мелкодисперсной, пылевой фазы) в воздухе является регулярное проветривание помещения. В холодное время года рекомендуется проветривать 3–4 раза в день по 15–20 мин. При этом необходимо следить за температурой воздуха в помещении, где находится больной. Она не должна опускаться ниже 20°С.

Если в семье появился больной, необходимо соблюдать следующие правила:

  • по возможности, разместить больного члена семьи отдельно от других,
  • уход за больным желательно осуществлять одному человеку,
  • избегайте того, чтобы за больным ухаживала беременная женщина,
  • все члены семьи должны соблюдать гигиенические меры – использование масок, частое мытье рук, протирание рук дезинфицирующими средствами,
  • следить за собой и за другими членами семьи на предмет появления симптомов гриппа,
  • стараться находиться от больного на расстоянии не менее 1 метра,
  • выделить для больного отдельную посуду.
  • внимательно следить за состоянием больного, чтобы при возможном ухудшении самочувствия своевременно обратиться к врачу и получить необходимое лечение.

Если Вы используете одноразовые маски, то старайтесь выполнять следующие требования:

  • влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую.
  • закончив уход за больным, маску необходимо немедленно снять, выбросить и вымыть руки.

Избегайте повторного использования масок, так как они могут стать источником инфицирования!

Клинические исследования по изучению эффективности масок в предотвращении передачи респираторных вирусов от человека к человеку показали, что правильное использование масок во время эпидемий снижает риск заражения вирусными инфекциями на 60–80%.

И вот, пожалуй, и все об этой «скучной» профилактике, о которой мы знаем с детства, но мало кто следует ее правилам. И, чтобы, хоть немного «разбавить» эту малоинтересную тему, еще несколько примеров из жизни. Опять же во время «Испанки» в некоторых странах для защиты от заражения начали надевать противогазы, либо добровольно, либо под давлением закона, в Сиэтле в трамвай во время «испанки» пассажиров пускали только в защитных масках. В других — человек, который публично чихал или кашлял, подвергался штрафу или тюремному заключению.

Понятно, что санитарно-эпидемические мероприятия в условиях эпидемии/пандемии не могут полностью «остановить» инфекцию, но снизить и отложить на время распространение заболевания могут. И пример тому Австралия во время пандемии «Испанки». За счет введения жестких карантинных мероприятий в морских портах, она не была вовлечена в пандемию до 1919 года. К этому времени вирус стал заметно «ослабевать» и заболевания протекали в более легкой форме.

Препараты для профилактики гриппа весьма разнообразны. Основными из них являются:

  • «Арбидол»
  • Интерфероны — «Альфарон» (интраназальные капли), «Гриппферон» (интраназальные капли), мазь с «Интерфероном»
  • Индукторы интерферонов — «Циклоферон», «Амиксин»

Нельзя не сказать и о растительных лекарственных препаратах, которые давно и широко используются при различных заболеваниях, в том числе и вирусной природы, в том числе и для профилактики. Многие из них хорошо известны и очень популярны. И это неспроста. Действительно, некоторые лекарственные растения не только облегчают симптомы заболевания, но и обладают противовирусным действием. Еще древнегреческие врачи при простуде использовали лимон и апельсин, мед и гвоздику.

Из огромного числа лекарственных растений мы остановимся лишь на некоторых из них:

  • Лук, чеснок — содержат фитонциды, противомикробные вещества растительного происхождения.
  • Мята, сосна — обладают вирулицидным действием и используются для ингаляций.
  • Лимон, шиповник, клюква, брусника, облепиха — кладезь витаминов, в том числе витамина С (аскорбиновая кислота), на их основе готовятся витаминные напитки (чай, морс, настой).