Апр 042013
 

 

 

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 4 города Новочеркасска

 

Инновационный образовательный проект

 

Современные подходы к оптимизации партнерских отношений ДОУ и семьи как открытой модели в интегративном воспитательно-образовательном пространстве

 

 

2011г.

 

 

1.     Обоснование актуальности проекта.

 

«Дошкольное детство» — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Поэтому необходим активный курс на создание партнерских отношений ДОУ и семьи в едином воспитательно-образовательном пространстве развития ребёнка.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учётом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

О необходимости создания крепкого союза сада и семьи писал в своё время В.А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни детского сада. Без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможен детский сад как важнейшее учебно-воспитательное  учреждение и невозможен моральный прогресс общества».

Ещё Н.К.Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила».

2. Анализ исходной ситуации.

  • В практику работы ДОУ внедряется проектная деятельность по работе с родителями, реализованы проекты «Семейный альбом». «Веселый новый год» по организации взаимодействия ДОУ с родителями как равноправными и равноответственными партнерами в воспитании и развитии детей; семейный проект «Безопасность»;
    • ДОУ реализует активные форм работы с родителями:

— «Академия любящих родителей» (психолого-педагогическое просвещение);

— родительские игровые тренинги «Возрастные кризисы», «Родительская любовь» и др.,

— творческие мастерские «Семейные традиции», «Теория баловства или стоит ли баловать детей» и др.;

  • Создан банк консультативного материала для родителей по различным направлениям совместной и свободной деятельности с детьми дошкольного возраста;
  • В ДОУ реализуется совместный проект ДОУ и родительской общественности «Территория» по оснащению современным предметно-развивающим оборудованием дворовой и внутрисадовской территории;
  • Педагоги ДОУ приняли активное участие во 2-й городской конференции для родителей «Детский сад-территория здоровья», 1-й городской выставке товаров и услуг «Детский квартал»;
  • 47% семей в 2010-2011 уч.году приняли участие в садовских, городских мероприятиях (конкурсах, проектах), награждены дипломами победителей, грамотами, благодарственными письмами участников;
  • 44% педагогов приняли участие в методической работе ГМК по тематике взаимодействия ДОУ с семьей;
  • 57% педагогов используют интернет-ресурсы в целях улучшения качества взаимодействия ДОУ  с семьей;
  • В ДОУ разработан пакет диагностического инструментария по работе с родителями;
  • В ДОУ развиваются формы дополнительного образования детей в области художественно-эстетического, физического развития дошкольников (по запросу родителей);
  • Внедряются информационные технологии в управление ДОУ по данной проблеме, создан банк данных по имеющимся исследованиям в данной области.

 

3. Проблемы.

 

В системе работы с родителями в ДОУ в основном используются стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, конференции. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины фактически не проводятся.

Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задания, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно, воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, используют лишь коллективные формы работы семьёй.

Причинами являются:

  1. недостаточное знание специфики семейного воспитания;
  2. неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
  3. неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.

Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа. Работа родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками дошкольного учреждения. Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации необходимо за основу взять:

ü    изучение потребности родителей в образовательных услугах;

ü    привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;

ü    просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

4.     Сущность проектного предложения.

 

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на воспитательно-образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а  следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлении в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. их активное участие в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплочённую семью, жизнь которой интересна, если организованна совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.

Исходя из вышеизложенного, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников. Когда семья понимает повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвует, т.е. «включена» в деятельность дошкольного учреждения, а ДОУ создает условия для реализации потребности семьи, т.е. знает что нужно родителям и как этого можно достичь. Совместная деятельность сближает и взрослых (педагогов и родителей) и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами, открытыми для взаимодействия. Для ребенка ведь очень важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями в таком воспитательно-образовательном пространстве.

 

Цели проекта:

 

  • оценить педагогический и методический ресурс ДОУ по работе с родителями;
  • создать базу активных форм работы коллектива ДОУ с семьей;
  • создать и апробировать модель сотрудничества ДОУ и семьи.

 

Методы и средства реализации проекта.

1.Рассмотреть психолого — педагогические теоретические предпосылки исследования проблемы взаимодействия ДОУ и семьи;

2.Изучить новые, инновационные подходы в работе ДОУ с семьей, обобщить имеющийся опыт ДОУ;

3.Разработать и апробировать модель взаимодействия ДОУ и семьи в интегративном воспитательно-образовательном пространстве;

4.Обобщить и систематизировать разработанный материал;

5.Повести мониторинг результативности внедрения модели оптимизации партнерских отношений ДОУ и семьи в интегративном воспитательно-образовательном пространстве.

 

Сроки реализации проекта:

январь 2011 г. – май 2014 г.

 

Этапы деятельности.

  1. Подготовительный (аналитический)

создание условий для осуществления инновационной деятельности в рамках реализации проекта.

январь  2011– август 2011г.г.;

  1. Организационный (информационно-методологический)

постановка целей, разработка организационно-информационного сопровождения инновационной деятельности.

сентябрь 2011 – август 2012г.г..;

  1. Практический (реализация намеченных планов) — ;

апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта

сентябрь 2012 – май 2013г.г.;

  1. Обобщающий (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем) —

подведение итогов экспериментальной работы по внедрению и апробации проекта по оптимизации партнерских отношений ДОУ и семьи в едином воспитательно-образовательном пространстве «детский сад семья». Трансляция опыта на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.

июнь 2013– май 2014 гг..

 

5.                 Ключевые события.

 

  • Разработка методики диагностики инновационных потенциалов ДОУ и использование современных образовательных технологий в деятельности педагогического коллектива;
  • Проведение мастер-классов по выявлению инновационных потенциалов педагогического коллектива ДОУ и сотрудничества с родителями воспитанников;
  • В практику работы ДОУ внедряется проектная деятельность по работе с родителями по организации взаимодействия ДОУ с родителями как равноправными и равноответственными партнерами в воспитании и развитии детей;
  • ДОУ реализует активные форм работы с родителями (конференции, клубы, тренинги, творческие мастерские;
  • Повышение компетентности педагогов ДОУ через участие в методической работе ГМК по тематике взаимодействия ДОУ с семьей;
  • Используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества взаимодействия ДОУ  с семьей;
  • В ДОУ разработан пакет диагностического инструментария по работе с родителями;
  • В ДОУ развиваются формы дополнительного образования детей в области художественно-эстетического, физического развития дошкольников (по запросу родителей);
  • Внедряются ИКТ в управление ДОУ по данной проблеме, создан банк данных по имеющимся исследованиям в данной области.
  • Разработка системы повышения коммуникативной компетентности педагогов ;
  • Разработка семинара (с использованием интерактивных форм обучения) «Современные подходы к оптимизации партнерских отношений ДОУ и семьи как открытой модели в интегративном воспитательно-образовательном пространстве» для практических работников;
  • Разработка серии методических пособий для педагогических и административных работников ДОУ разных видов по адаптации образовательного процесса к индивидуальным особенностям детей, а также процесса разработки и осуществления инноваций;
  • Внедрение пособий в практику научно-исследовательской и инновационной деятельности специалистов в области дошкольного образования
  • Трансляция результатов инновационной деятельности ДОУ на другие образовательные учреждения через систему мастер-классов, семинаров, публикаций в предметных журналах и др.

 

6.                 Ожидаемые результаты.

 

v    Создание модели сотрудничества ДОУ и семьи;

v    Разработка методики диагностики потенциала, ресурса ДОУ в работе с семьей;

v    Создание банка диагностического инструментария по работе с родителями;

v    Пополнение банка инновационных методов и приемов в работе с семьей;

v    Внедрение в практику научно-исследовательской и инновационной деятельности ДОУ активных форм работы коллектива ДОУ с семьей;

v    Трансляция результатов инновационной деятельности ДОУ на другие образовательные учреждения через систему методических мероприятий города, публикаций в СМИ, на сайтах в интернет сообществах.