муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 4 города Новочеркасска
Инновационный образовательный проект
Современные подходы к оптимизации партнерских отношений ДОУ и семьи как открытой модели в интегративном воспитательно-образовательном пространстве
2011г.
1. Обоснование актуальности проекта. |
«Дошкольное детство» — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Поэтому необходим активный курс на создание партнерских отношений ДОУ и семьи в едином воспитательно-образовательном пространстве развития ребёнка.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учётом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
О необходимости создания крепкого союза сада и семьи писал в своё время В.А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни детского сада. Без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможен детский сад как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества».
Ещё Н.К.Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила».
2. Анализ исходной ситуации.
- В практику работы ДОУ внедряется проектная деятельность по работе с родителями, реализованы проекты «Семейный альбом». «Веселый новый год» по организации взаимодействия ДОУ с родителями как равноправными и равноответственными партнерами в воспитании и развитии детей; семейный проект «Безопасность»;
- ДОУ реализует активные форм работы с родителями:
— «Академия любящих родителей» (психолого-педагогическое просвещение);
— родительские игровые тренинги «Возрастные кризисы», «Родительская любовь» и др.,
— творческие мастерские «Семейные традиции», «Теория баловства или стоит ли баловать детей» и др.;
- Создан банк консультативного материала для родителей по различным направлениям совместной и свободной деятельности с детьми дошкольного возраста;
- В ДОУ реализуется совместный проект ДОУ и родительской общественности «Территория» по оснащению современным предметно-развивающим оборудованием дворовой и внутрисадовской территории;
- Педагоги ДОУ приняли активное участие во 2-й городской конференции для родителей «Детский сад-территория здоровья», 1-й городской выставке товаров и услуг «Детский квартал»;
- 47% семей в 2010-2011 уч.году приняли участие в садовских, городских мероприятиях (конкурсах, проектах), награждены дипломами победителей, грамотами, благодарственными письмами участников;
- 44% педагогов приняли участие в методической работе ГМК по тематике взаимодействия ДОУ с семьей;
- 57% педагогов используют интернет-ресурсы в целях улучшения качества взаимодействия ДОУ с семьей;
- В ДОУ разработан пакет диагностического инструментария по работе с родителями;
- В ДОУ развиваются формы дополнительного образования детей в области художественно-эстетического, физического развития дошкольников (по запросу родителей);
- Внедряются информационные технологии в управление ДОУ по данной проблеме, создан банк данных по имеющимся исследованиям в данной области.
3. Проблемы.
В системе работы с родителями в ДОУ в основном используются стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, конференции. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины фактически не проводятся.
Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задания, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно, воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, используют лишь коллективные формы работы семьёй.
Причинами являются:
- недостаточное знание специфики семейного воспитания;
- неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
- неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.
Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа. Работа родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками дошкольного учреждения. Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации необходимо за основу взять:
ü изучение потребности родителей в образовательных услугах;
ü привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
ü просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
4. Сущность проектного предложения.
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на воспитательно-образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлении в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. их активное участие в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплочённую семью, жизнь которой интересна, если организованна совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.
Исходя из вышеизложенного, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников. Когда семья понимает повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвует, т.е. «включена» в деятельность дошкольного учреждения, а ДОУ создает условия для реализации потребности семьи, т.е. знает что нужно родителям и как этого можно достичь. Совместная деятельность сближает и взрослых (педагогов и родителей) и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами, открытыми для взаимодействия. Для ребенка ведь очень важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями в таком воспитательно-образовательном пространстве.
Цели проекта:
- оценить педагогический и методический ресурс ДОУ по работе с родителями;
- создать базу активных форм работы коллектива ДОУ с семьей;
- создать и апробировать модель сотрудничества ДОУ и семьи.
Методы и средства реализации проекта.
1.Рассмотреть психолого — педагогические теоретические предпосылки исследования проблемы взаимодействия ДОУ и семьи;
2.Изучить новые, инновационные подходы в работе ДОУ с семьей, обобщить имеющийся опыт ДОУ;
3.Разработать и апробировать модель взаимодействия ДОУ и семьи в интегративном воспитательно-образовательном пространстве;
4.Обобщить и систематизировать разработанный материал;
5.Повести мониторинг результативности внедрения модели оптимизации партнерских отношений ДОУ и семьи в интегративном воспитательно-образовательном пространстве.
Сроки реализации проекта:
январь 2011 г. – май 2014 г.
Этапы деятельности.
- Подготовительный (аналитический) –
создание условий для осуществления инновационной деятельности в рамках реализации проекта.
январь 2011– август 2011г.г.;
- Организационный (информационно-методологический) –
постановка целей, разработка организационно-информационного сопровождения инновационной деятельности.
сентябрь 2011 – август 2012г.г..;
- Практический (реализация намеченных планов) — ;
апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта
сентябрь 2012 – май 2013г.г.;
- Обобщающий (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем) —
подведение итогов экспериментальной работы по внедрению и апробации проекта по оптимизации партнерских отношений ДОУ и семьи в едином воспитательно-образовательном пространстве «детский сад — семья». Трансляция опыта на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.
июнь 2013– май 2014 гг..
5. Ключевые события.
- Разработка методики диагностики инновационных потенциалов ДОУ и использование современных образовательных технологий в деятельности педагогического коллектива;
- Проведение мастер-классов по выявлению инновационных потенциалов педагогического коллектива ДОУ и сотрудничества с родителями воспитанников;
- В практику работы ДОУ внедряется проектная деятельность по работе с родителями по организации взаимодействия ДОУ с родителями как равноправными и равноответственными партнерами в воспитании и развитии детей;
- ДОУ реализует активные форм работы с родителями (конференции, клубы, тренинги, творческие мастерские;
- Повышение компетентности педагогов ДОУ через участие в методической работе ГМК по тематике взаимодействия ДОУ с семьей;
- Используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества взаимодействия ДОУ с семьей;
- В ДОУ разработан пакет диагностического инструментария по работе с родителями;
- В ДОУ развиваются формы дополнительного образования детей в области художественно-эстетического, физического развития дошкольников (по запросу родителей);
- Внедряются ИКТ в управление ДОУ по данной проблеме, создан банк данных по имеющимся исследованиям в данной области.
- Разработка системы повышения коммуникативной компетентности педагогов ;
- Разработка семинара (с использованием интерактивных форм обучения) «Современные подходы к оптимизации партнерских отношений ДОУ и семьи как открытой модели в интегративном воспитательно-образовательном пространстве» для практических работников;
- Разработка серии методических пособий для педагогических и административных работников ДОУ разных видов по адаптации образовательного процесса к индивидуальным особенностям детей, а также процесса разработки и осуществления инноваций;
- Внедрение пособий в практику научно-исследовательской и инновационной деятельности специалистов в области дошкольного образования
- Трансляция результатов инновационной деятельности ДОУ на другие образовательные учреждения через систему мастер-классов, семинаров, публикаций в предметных журналах и др.
6. Ожидаемые результаты.
v Создание модели сотрудничества ДОУ и семьи;
v Разработка методики диагностики потенциала, ресурса ДОУ в работе с семьей;
v Создание банка диагностического инструментария по работе с родителями;
v Пополнение банка инновационных методов и приемов в работе с семьей;
v Внедрение в практику научно-исследовательской и инновационной деятельности ДОУ активных форм работы коллектива ДОУ с семьей;
v Трансляция результатов инновационной деятельности ДОУ на другие образовательные учреждения через систему методических мероприятий города, публикаций в СМИ, на сайтах в интернет сообществах.